ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ (период 30 мая– 6 июня 2022)

МИНЗДРАВ/ФОМС

Федеральный минздрав будет чаще проводить проверки региональных минздравов по вопросам ОМС

Приказ Минздрава России от 06.05.2022 № 313н вступает в силу с 11 июня 2022 года

Введение в действие федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" потребовало внесение изменений в подзаконные нормативные акты Минздрава России, принятые ранее.

Приказом Минздрава России от 06.05.2022 № 313н внесены изменения в Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 1340н, в котором теперь содержатся отсылочные нормы на федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ.

Из существенных изменений – увеличивается частота контроля федерального минздрава за региональными.

Плановые проверки МЗ РФ станут проводиться один раз в два года, а не в три.

Приказ Минздрава России от 06.05.2022 № 313н вступает в силу с 11 июня 2022 года.

Минздрав и Нацмедпалата предприняли новую попытку посчитать затраты на аккредитацию

Национальная медицинская палата планирует опросить территориальные представительства о временных затратах врачей, участвующих в работе аккредитационных комиссий. Таким образом Минздрав рассчитывает получить информацию о фактической стоимости кампании по аккредитации специалистов.

Нацмедпалата запросит через региональные представительства данные о количестве часов, которые тратят врачи, участвующие в аккредитационных комиссиях и подкомиссиях на работу, связанную с проведением экзаменов, сообщил «МВ» вице-президент организации Сергей Дорофеев. Сведения запросил Минздрав.

Нацмедпалата уже собрала материалы о загруженности членов комиссий и подкомиссий в четырех регионах — Новосибирской, Смоленской, Воронежской и Ростовской областях, но итоговые данные слишком разнились, пояснил он. Объясняется это различиями в медицинской инфраструктуре регионов (разное количество врачей и аккредитуемых специальностей, разное число аккредитационных площадок, подкомиссий и участвующих специалистов).

Поэтому цифры решено не озвучивать, а провести повторную оценку с привлечением большего числа субъектов.

«Минздрав пока хочет понять, сколько это будет стоить, чтобы оценить централизованную оплату этих расходов государством», — пояснил Дорофеев. О предполагаемом механизме оплаты ему неизвестно.

«Вопрос об источнике оплаты аккредитации, к огромному сожалению, не решен», — сообщил «МВ» глава Нацмедпалаты Леонид Рошаль.

Организация неоднократно уведомляла Минздрав о невозможности регулярно привлекать десятки тысяч врачей для решения государственной задачи по оценке знаний и умений коллег на безвозмездной основе. Минздрав даже рассматривал возможность взимания госпошлины с врачей за периодическую аккредитацию, сообщал ранее «МВ». 

По оценкам экспертов, стоимость аккредитационной кампании составляет около 1 млрд руб. в год с учетом того, что ежегодно периодическую аккредитацию проходит примерно 100—120 тыс. врачей, часть из которых имеют два-три и более сертификатов. К этому следует добавить 50—55 тыс. выпускников медицинских и фармацевтических вузов, которые ежегодно проходят первичную аккредитацию.

В конце мая Минздрав разослал руководителям органов исполнительной власти субъектов в сфере здравоохранения письмо с просьбой информировать специалистов о приоритетном способе подачи документов для аккредитации — с использованием федерального регистра медицинских работников (ФРМР). В нем отмечалось, что при таком способе подачи пакета документов в них содержится минимальное число ошибок. Это позволит сократить срок рассмотрения документов в Федеральном аккредитационном центре (ФАЦ) и срок проведения периодической аккредитации специалистов, — подчеркнули в ведомстве.

МИНЗДРАВ УТВЕРДИЛ КВОТЫ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В СВОИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Минздрав РФ определился с количеством мест, доступных в конкретном медвузе либо федеральной медорганизации для поступления на целевое обучение по программам ординатуры, бакалавриата и специалитета за счет федбюджета, а также обозначил работодателей-заказчиков такого обучения. Схему, когда ведомства (в основном Минздрав и Минобрнауки) заранее указывают, к кому и в каком количестве медики устроятся после учебы, ввели и впервые применили в 2020 году.

Списки с количеством мест и заказчиками обучения Минздрав и Минобрнауки разослали по подведомственным организациям и региональным органам в сфере здравоохранения в конце мая – начале июня.

В учреждениях Минздрава квоты распределены ведомственными приказами №361 от 27 мая 2022 года (для бакалавриата, специалитета и магистратуры) и №366 от 31 мая 2022 года (для ординатуры). Документы не публиковались в открытом доступе, но списки точечно появляются на сайтах конкретных медвузов, депздравов и минздравов.

Например, известно, что Департамент здравоохранения Москвы (ДЗМ) затребовал в 2022 году 201 «целевика», которые будут проходить ординатуру в федцентрах и медвузах Минздрава, больше всего – по специальностям «анестезиология-реаниматология», «терапия» и «педиатрия» и только четыре по онкологии. За счет бюджета Москвы на целевой набор запланировано 180 мест в клиниках ДЗМ.

Определение конкретного заказчика в квотах целевого приема заранее, до подачи абитуриентами документов, Минздрав ввел в 2020 году, чтобы регионы могли целенаправленно заполнять недостающие позиции медработников по дефицитным специальностям. Кроме того, сами субъекты впервые получили право голоса при определении количества медиков, которых требуется привлечь на территорию, а также при выборе учебного заведения для целевого набора.

В 2020 году резко увеличилась доля мест в ординатуре, на которые можно поступить только по целевому набору, и к 2022-му существенно лимиты не снизились. Сейчас полностью «целевая» ординатура, оплачиваемая за счет федбюджета, – по направлениям «анестезиология», «акушерство и гинекология», «радиология», «рентгенология», «детская онкология», «детская эндокринология», «кардиология», «неврология», «оториноларингология», «офтальмология», «пульмонология», «организация здравоохранения и общественное здоровье», «бактериология», «инфекционные болезни», «скорая медицинская помощь».

Минздрав увеличит частоту плановых проверок регионов

Минздрав и Росздравнадзор будут чаще проверять в регионах исполнение законодательства в сфере ОМС и обеспечение прав граждан на льготное лекарственное обеспечение. 

Минюст зарегистрировал 1 июня два приказа Минздрава, предусматривающих усиление контроля региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения. Будет увеличена частота плановых проверок на предмет обеспечения граждан медицинской помощью и лекарствами. Теперь они будут проводиться раз в два года, а не в три. 

Приказом № 313н от 06.05.2022 изменения вносятся в ведомственный приказ № 1340н от 18.12.2020, которым в 2021 году устанавливались правила проверок регионов на соответствие территориальных программ базовой программе ОМС. В том числе в нем оговаривались условия контроля за финансированием и использованием регионами средств ОМС. 

Приказом Минздрава № 312н от 06.05.2022 утвержден порядок контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов переданных полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Документ описывает контроль за предоставлением гражданам государственной социальной помощи, лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов питания для детей-инвалидов. В соответствии с ним плановые проверки также должны проводится не чаще, чем один раз в два года.

В 2021 году Счетная палата назвала недостаточной финансовую устойчивость системы ОМС и оценила дефицит средств на оплату сверхобъемов медпомощи в 92 млрд руб. Анализ выявил, в частности, неполную обеспеченность потребности в финансовых ресурсах на оплату сверхплановых объемов медицинской помощи по ОМС. В прошлом году генеральный прокурор России Игорь Краснов внес представление главе ФОМС Елене Черняковой за то, что в ряде регионов фонд формировал территориальные программы, не соответствующие потребностям населения. 

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) сообщал о 11 регионах с наибольшим уровнем дефицита территориальных программ госгарантий. Лидерами рейтинга были Санкт-Петербург, Ленинградская, Новосибирская, Амурская, Свердловская и Ярославская области.

Минздрав увеличит субсидии регионам на оплату трансплантаций

Минздрав подготовил изменения в порядок распределения субсидий, направляемых субъектам на медицинскую помощь вне базовой программы ОМС по профилю «трансплантация». Для медорганизаций вводятся повышающие коэффициенты.

Для регионов с медицинскими учреждениями, оказывающими высокотехнологичную медицинскую помощь вне базовой программы ОМС (ВМП-II) по профилю «трансплантация», будут введены повышающие коэффициенты, увеличивающие размер субсидий. Проект постановления правительства, разработанный Минздравом, размещен на портале regulation.gov.ru 31 мая. 

Дополнительные повышающие коэффициенты в размере 1,2 при распределении субсидий из федерального бюджета вводятся в целях софинансирования расходных обязательств субъектов по финансовому обеспечению ВМП вне ОМС, указано в документе. Для получения субсидий с повышенным коэффициентом регион должен отвечать определенным критериям: иметь соответствующие медорганизации, выполнять плановый объем ВМП.

Информацию о соответствии субъекта критериям отбора для предоставления ему субсидии, а также о размере планируемых средств в бюджете субъекта на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в Минздрав следует предоставлять до 1 июля текущего финансового года.

При обсуждении функционирования федеральных медицинских организаций в Совете Федерации 30 мая заместитель министра здравоохранения Евгений Камкин сообщал о планах пересмотреть содержание перечней ВМП, а также увеличить финансирование по наиболее востребованным профилям медпомощи, включая онкологию и трансплантацию органов. Соответствующие инициативы будут представлены на согласование в Минфин. 

В России с 2022 года расширен перечень видов ВМП, оказываемых за счет бюджета, сообщал ранее «МВ». До сих пор высокотехнологичная медпомощь оказывалась в рамках базовой программы госгарантий, а также вне ОМС. Теперь есть третий тип ВМП (ВМП–III), которую оказывают только федеральные клиники. Речь идет о нескольких методах лечения, применяемых в сердечно-сосудистой хирургии и трансплантологии. Стоимость трансплантации комплекса органов в различных сочетаниях составляет 4,2 млн руб.; тариф на трансплантацию легких с использованием перфузионных технологий — 8,3 млн руб.          

В 2021 году на ВМП-II из бюджета ФОМС было направлено 109,7 млрд руб. (100% от утвержденного объема), в том числе 108,1 млрд руб. составили субсидии федеральным медорганизациям (ФМО), 1,578 млрд руб. — медицинским организациям частной системы здравоохранения. 

В марте 2022 года главный внештатный трансплантолог Минздрава Сергей Готье приводил данные, что в России выполняется только треть от существующей потребности операций по трансплантации сердца. 

РАЗНОЕ

Эксперты ОМС предлагают ввести отдельный тариф для реабилитации после COVID-19

Постковидный синдром развивается практически у всех, кто болел COVID-19 в тяжелой форме, и примерно у каждого третьего, переболевшего легко. Все эти пациенты нуждаются в медицинской реабилитации. Представители страхового медицинского сообщества России предлагают принять во всех регионах порядки направления (маршрутизации) пациентов на медреабилитацию, создать дополнительные реабилитационные центры и отделения, перепрофилировав часть коечного фонда, разработать единые критерии оценки качества медицинской реабилитации, а также ввести отдельный тариф ОМС по реабилитации, которая проводится в амбулаторном звене. Об этом "Российской газете" рассказали во Всероссийской союзе страховщиков.

"По данным Минздрава России, до 70% пациентов, которые перенесли COVID-19, нуждаются в медицинской реабилитации. Это не только наша ситуация, о необходимости помощи таким пациентам говорят специалисты всех стран. Но сейчас объемы реабилитации по COVID-19 недостаточны. Поэтому мы считаем, что организация реабилитации послековидных пациентов требует больше внимания", - отмечает член Совета по медицинскому страхованию ВСС Надежда Гришина.

В целом в России, несмотря на ограничения в условиях пандемии, медицинская реабилитация пациентов продолжалась по всем основным заболеваниям - это болезни нервной системы, острые нарушения мозгового кровообращения, болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, последствия травм и так далее. Но доля пациентов, получивших такую помощь после COVID, не соответствует количеству переболевших. В страховой медицинской организации "Капитал МС" провели анализ объемов медицинской реабилитации в 40 регионах страны, и оказалось, что по всем нозологиям в целом в 2021 году реабилитацию получили 76 тысяч пациентов, из них по поводу перенесенной коронавирусной инфекции - 11 тыс. случаев, то есть только 15% в общей структуре. При этом случаев госпитализации пациентов, у которых течение COVID-19 было тяжелым, зафиксировано около 500 тысяч. Логично сделать вывод, что львиная доля нуждающихся пациентов такую помощь не получила.

Причины могут быть разные, но одна из главных - недостаток специализированных отделений и коек. Но сейчас заболеваемость коронавирусной инфекций идет на спад, уменьшается и число пациентов, которым необходимо лечение в стационаре. Значит, полагают в ВСС, можно перепрофилировать высвобождающийся коечный фонд, организовав реабилитационные центры и отделения.

Второе "слабое место" - не все врачи направляют приходящих к ним пациентов на реабилитацию, а те, в свою очередь, просто не знают, что имеют право на такую помощь. Значит, нужно решить эту проблему, приняв во всех регионах порядки маршрутизации пациентов на медицинскую реабилитацию.

"В настоящий момент утвержденные в регионах Порядки маршрутизации в большинстве случаев не содержат четких условий и схем маршрутизации пациентов в конкретные специализированные медицинские организации, работающие по профилю "медицинская реабилитация", - пояснил "РГ" советник руководителя "Капитал-МС" Антон Устюгов. Собственно, и сами такие нормативные документы утверждены далеко не во всех регионах.

Выстраивая систему эффективной медреабилитации, важно сформулировать единые критерии оценки качества такой помощи. "Проверки с последующей экспертизой, которые проводят страховые компании, в том числе, и наша, показали, что примерно в каждом десятом случае при проведении реабилитации допускались нарушения, причем практически во всех проверенных случаях экспертами отмечались замечания, по которым санкции не были применены - просто потому, что в нормативно-правовых актах существуют пробелы в оценке качества", - отметил Устюгов.

В ВСС отмечают, что проверяли, как проводится реабилитация в круглосуточных и дневных стационарах, а оценить, как работают реабилитологи в амбулаторном звене, сейчас невозможно - отдельных тарифов для такого вида помощи нет, хотя по факту она должна оказываться. "Например, по регионам где работает наша компания, а это более 40 регионов страны, тарифы на медицинскую реабилитацию в амбулаторных условиях в 2021 году были установлены только в Московской области", - отметил Устюгов.

Между тем, если выделить отдельный тариф на медицинскую реабилитацию в амбулаторном звене, поликлиники будут заинтересованы развивать это направление работы, потому что это им будет выгодно экономически.