ПРАВИТЕЛЬСТВО
Правительство упростило медучреждениям доступ к финансированию на закупки импортных товаров
Правительство расширило возможности закупок для поликлиник и больниц. Предполагается, что это повысит финансовую устойчивость медорганизаций.
Власти России в рамках принятия оперативных мер по повышению стабильности рынка социально значимых услуг в условиях внешних санкций расширило медорганизациям доступ к авансированию из средств ОМС. Больницы и поликлиники смогут опережающими темпами закупать лекарственные препараты и медицинские изделия, следует из Постановления Правительства № 373 от 16.03.2022.
Как сообщал «МВ», раньше ежемесячный размер авансирования составлял 1/12 суммы, предусмотренной для медучреждения на текущий год. Изменениями в Программу госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год ежемесячный лимит установлен на уровне годового финансирования.
Власти России в рамках принятия оперативных мер по повышению стабильности рынка социально значимых услуг в условиях внешних санкций расширило медорганизациям доступ к авансированию из средств ОМС. Больницы и поликлиники смогут опережающими темпами закупать лекарственные препараты и медицинские изделия, следует из Постановления Правительства № 373 от 16.03.2022.
Как сообщал «МВ», раньше ежемесячный размер авансирования составлял 1/12 суммы, предусмотренной для медучреждения на текущий год. Изменениями в Программу госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год ежемесячный лимит установлен на уровне годового финансирования.
Лимит на закупку медизделий за счет ОМС увеличили со 100 тысяч до 1 млн рублей
Правительство РФ внесло поправки в программу госгарантий на 2022 год и разрешило медорганизациям тратить из средств ОМС до 1 млн рублей вместо 100 тысяч рублей на покупку медизделий для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований. Лимит средств, также 100 тысяч рублей, на покупку другого медоборудования, который прежде вызывал критику профсообщества и который несколько раз намеревались пересмотреть, остался прежним.
Теперь в программе госгарантий отдельно оговорено: «допускается» приобретение за счет средств, поступивших от оказания медпомощи по тарифам ОМС, медизделий стоимостью до 1 млн рублей, однако только при отсутствии у клиники просроченной более чем на три месяца кредиторской задолженности.
Новая схема, уверены в правительстве, «позволит обеспечить финансовую устойчивость медицинских организаций в условиях введенных в отношении России западных санкций», а «больницы и поликлиники смогут своевременно обновлять оборудование, повышая качество помощи гражданам».
Структура тарифа (то, на что медорганизации могут потратить вырученные от ОМС средства) в прежнем виде, принятом еще в 2012 году, до сих пор зафиксирована в двух других документах – 326-ФЗ «Об ОМС» и Правилах ОМС. Она предполагает, что стоимость единицы любых основных средств (медоборудования и медизделий) ограничивается 100 000 рублей. Также тариф включает зарплату, приобретение лекарств, расходных материалов, инструментов, реактивов, питание, транспортные и коммунальные услуги, содержание имущества и другое.
Порог в 100 тысяч рублей в ФФОМС и Минздраве РФ намеревались увеличить до 400 тысяч рублей через законопроект №875655-7 с поправками в 326-ФЗ, рассматриваемый в Госдуме РФ с 2020 года. В числе прочего в одной из неопубликованных версий проекта предлагалось как раз конкретизировать статьи, на которые запрещено тратить средства ОМС, среди них – возмещение капитальных затрат, приобретение транспорта, имущества, а также погашение кредитов.
МИНЗДРАВ/ФОМС
Минздрав временно снимает лимит с ежемесячных авансов ОМС для медорганизаций
В условиях удорожания импортных препаратов и медоборудования Минздрав РФ предложил снять лимит с ежемесячных авансов медорганизаций на оказание медпомощи за счет средств ОМС. Согласно предложенным поправкам в программу госгарантий на 2022 год, клиники смогут запросить больше, чем 1/12 от общего годового объема средств, но не более чем требуется на приобретение основных средств и материальных запасов.
Разработчики проекта отмечают, что изменения необходимы для сохранения стабильной поставки лекарств и медоборудования импортного производства в условиях их удорожания на фоне западных санкций. Днем ранее Правительство РФ по этой же причине разрешило клиникам тратить на медизделия до 1 млн рублей из средств ОМС (ранее до 100 тысяч). Обе нормы ограничены 2022 годом.
В проекте поправок обозначено, что заявки медорганизаций на размер авансов на очередной месяц все же должны вписываться в итоговый годовой объем средств, который клинике распределила комиссия по разработке территориальной программы ОМС, дополнительных средств на реализацию документа не потребуется.
Тем не менее возможное допфинансирование системы ОМС было анонсировано в начале марта, когда правительство получило право распоряжаться остатками бюджета Федерального фонда ОМС на поддержку системы ОМС. Авторы инициативы уточняли, что речь идет о дополнительных 26,3 млрд рублей.
К контролю над экстренными тратами федбюджета на систему ОМС подключились депутаты Госдумы РФ. Через парламентский корпус теперь будут проходить все правительственные распоряжения, связанные с незапланированным дотированием бюджета фонда.
Затраты на диспансеризацию после COVID-19 в 2021 году оказались выше запланированных
Минздрав РФ намерен освободить регионы от обязанности возвращать остатки федеральных средств, выделенных в 2021 году на углубленную диспансеризацию, за невыполнение плана по охвату жителей таким видом профилактики. Фактическая стоимость диспансеризации оказалось значительно выше определенной Минздравом суммы, поэтому медорганизациям не удалось принять 5,7 млн переболевших COVID-19, как планировалось изначально.
В связи с этим Минздрав разработал проект правительственного постановления о внесении изменений в правила предоставления в 2021 году трансфертов из федбюджета территориальным фондам ОМС (ТФОМС) на оплату углубленной диспансеризации пациентов, перенесших коронвирусную инфекцию.
«Размер средств, подлежащих возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет города Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет, не может превышать остаток указанных средств, сложившийся в бюджете ТФОМС на 1 января 2022 года», – отмечается в проекте постановления.
Согласно пояснительной записке к документу, средняя стоимость прохождения углубленной диспансеризации одного пациента по ОМС оказалась выше плановой. Документом предлагается установить возможность ТФОМС возвращать остаток средств только при его наличии вне зависимости от достижения целевых показателей по охвату населения диспансеризацией.
Программа углубленной диспансеризации была утверждена Правительством РФ 18 июня 2021 года. Обследования должны были стартовать 1 июля – финансирование планировали осуществлять из федбюджета. На первом этапе диспансеризации пациенту проводят тест с шестиминутной ходьбой, общий и биохимический анализ крови, спирометрию и рентген грудной клетки, а также измеряют сатурацию. На втором этапе в случае необходимости пациенту предлагают пройти эхокардиографию, КТ легких и дуплексное сканирование вен нижних конечностей (при наличии показаний по результатам определения концентрации Д-димера в крови).
По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, до конца 2021 года планировалось обследовать 5,7 млн россиян. На эти цели из федбюджета было выделено 5,68 млрд рублей. В Минздраве и Федеральном фонде ОМС сообщали, что стоимость проведения диспансеризации одного человека на первом этапе оценивается в 1,2 тысячи рублей, на втором – в 3,5 тысячи рублей.
Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко в начале января 2022 года говорил, что с момента запуска программы углубленную диспансеризацию прошли порядка 2 млн человек: «У 60% выявлены осложнения, связанные с перенесенным заболеванием ковидом, в том числе ухудшение хронических неинфекционных заболеваний. Эти люди поставлены на диспансерное наблюдение. Практически 10% было направлено на углубленную диспансеризацию – с более расширенным объемом диагностических методик, что позволило также своевременно назначить лечение и ряд пациентов госпитализировать».
В программе госгарантий на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов был установлен средний финансовый норматив одного случая углубленной диспансеризации. Он составил 1 017,5 рубля. Кроме того, появилась возможность прохождения диспансеризации для пациента, который считает, что болел COVID-19, но к медикам не обращался. Тогда же Правительство РФ сообщило, что в 2022 году на углубленную диспансеризацию направят 8 млрд рублей.
Минздрав внесет изменения в порядок выбора гражданином медорганизации
Заявление на выбор медорганизации для оказания помощи в рамках программы государственных гарантий за пределами территории субъекта проживания гражданином может быть подано в электронной форме. Выбрать клинику для оказания специализированной помощи в плановой форме по-прежнему можно только по направлению лечащего врача.
Минздрав вносит изменения в порядок выбора гражданином медорганизации для оказания помощи в рамках программы государственных гарантий за пределами территории субъекта проживания. Проект документа опубликован на портале regulation.gov.ru 17 марта.
Необходимость изменений объясняется внесенными в декабре 2021 года в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» поправками.
Одна из наиболее существенных поправок в приказе – отсутствие требования указывать в заявлении при выборе или замене медицинской организации фамилию ее руководителя и наименование своей страховой компании (только номер полиса), а также адрес медорганизации, в которой гражданин находится на обслуживании. Заявление может быть подано в электронной форме с использованием личного кабинета на портале госуслуг, где эти сведения уже должны быть отражены.
Выбор медорганизации при оказании специализированной помощи в плановой форме по-прежнему осуществляется по направлению, выданному лечащим врачом.
Новый приказ придет на смену приказу Минздрава № 1342н от 21.12.2012 «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи».
Проект порядка оказания платных медуслуг частично доработан
Минздрав РФ, получив замечания к проекту правил предоставления платных медуслуг, доработал предлагаемый документ и отправил его на антикоррупционную экспертизу. В тексте проекта, тем не менее, остались раскритикованные медсообществом положения – например, обязанность прописывать в договоре на оказание платных услуг перечень будущих манипуляций целиком, требование составлять договор шрифтом размером 14 кеглей, а также избыточные требования к размещению ознакомительной информации на сайте клиники и стендах организации.
При этом специалисты ведомства учли ряд предложений профсообщества. Из новой версии документа исчезло требование указывать информацию о полисе ОМС потребителя платных услуг. Также уточнено, что тексты стандартов медпомощи необязательно демонстрировать клиентам целиком – достаточно разместить ссылки на эти нормативные акты. Кроме того, уточнено, что порядок распространяется как на сугубо коммерческие клиники, так и на организации, работающие по ОМС.
Одной из основных целей переработки действующих с 2012 года правил, согласно сопроводительным документам к проекту, стало желание Минздрава четко разделить потоки пациентов, лечащихся за личные средства и по ОМС. Разработчики проекта уточняют, что поводом к пересмотру документа стали сигналы Федеральной антимонопольной службы и жалобы пациентов, сообщающих о замещении бесплатных услуг платными.
Для разделения потоков пациентов порядок содержит закрытый список типов услуг, которые могут предоставляться на платной основе, первый из которых – «самостоятельное обращение за услугой». Также в списке есть анонимное лечение, лечение людей без гражданства, по желанию пациента – терапия с помощью препаратов, не входящих в ЖНВЛП и не закупаемых за счет бюджета, применение медизделий и питания, которые не входят в ОМС и не оплачиваются государством.
Решение вопроса, как использовать в коммерческой деятельности больниц материально-техническую базу и медицинские кадры, задействованные в оказании медпомощи по ОМС, предоставляется учредителю организации.
Общественное обсуждение проекта правил проходило в ноябре 2021 года, всего на него поступило 10 замечаний, все значатся «учтенными частично». Согласно карточке документа, его ждет антикоррупционная экспертиза, а затем оценка регулирующего воздействия. Если правила будут приняты, в них также появятся два новых раздела, содержащие алгоритм дистанционного заключения договора на оказание услуг и порядок рассмотрения жалоб на получение платной медпомощи.
ФОМС изменит формы отчетности по использованию средств нормированного запаса
Федеральный фонд ОМС (ФОМС) обновит порядок отчетности по использованию средств нормированного страхового запаса (НСЗ). В форме отчета об организации допобразования медработников появились графы о количестве академических часов и сведения о заключенном договоре.
Медицинские организации могут обязать отчитываться в новом формате об использовании средств НСЗ для дополнительного профессионального образования медработников по программам повышения квалификации, а также приобретению и ремонту медоборудования, которые включены в план, утвержденный Минздравом по согласованию с ФОМС. Это следует из представленного на общественное обсуждение 10 марта проекта приказа фонда.
В новом порядке предоставления отчетности изменен срок подачи документов с 5-го на 15-е число месяца, следующего за отчетным периодом. В форме отчета об организации допобразования медработников появились графы о количестве академических часов и сведения о заключенном договоре.
В таблицах о покупке и ремонте медтехники добавлены колонки про контракт и код вида медоборудования. Информация об отказе медицинской организации в приемке услуг по договору, расторжении договора и исключении мероприятия из заявленного плана закреплена во всех трех таблицах.
В начале февраля Минюст утвердил новый Порядок использования ТФОМС средств нормированного страхового запаса, который позволяет использовать средства НСЗ для компенсации медорганизациям недополученных из-за сокращения объемов медпомощи доходов в условиях ЧС. В обновленном перечне средства НСЗ могут быть использованы на организацию допобразования медработников, покупку и ремонт медоборудования, а также на межтерриториальные расчеты, зарплату врачей и среднего медицинского персонала.
До конца 2022 года "ковидную" ЭКМП будут проводить по новым правилам
Минздрав России обозначил особенности, по которым в 2022 года проводится ЭКМП по заболеваниям, вызванными COVID-19 (в остальном такая ЭКМП проводится по Порядку № 231н). Медпомощь должна соответствовать клинрекам либо Временным методическим рекомендациям Минздрава РФ. Еженедельные отчеты о проведенных ЭКМП должны публиковаться СМО, ТФОМС и ФФОМС не позднее каждой среды в ГИС ОМС (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 февраля 2022 г. № 89н).
Предусмотрено, что проводится так называемая постоянная тематическая экспертиза качества. Её проводят ТФОМС и ФФОМС по медпомощи, соответственно, в регионе в рамках "своих" терпрограмм ОМС (также пациентам, застрахованным в других регионах) и в рамках базовой программы ОМС. Отбор случаев для проведения постоянной тематической ЭКМП проводится ежедневно на основании сведений единого регистра застрахованных лиц, персонифицированного учета сведений о медпомощи и "ковидного" реестра Роспотребнадзора, правила отбора случаев на экспертизу подробно регламентированы.
Установлены сроки проведения ЭКМП и порядок предоставления экспертам необходимых для проведения ЭКМП документов и информации.
При этом запрещено проведение мультидисциплинарной внеплановой целевой ЭКМП (кроме летальных случаев и по обращениям застрахованных лиц) по тем случаям, по которым ранее проводилась постоянная тематическая ЭКМП.
РАЗНОЕ
Счетная палата заявила о снижении финансирования частных клиник в системе ОМС
При том, что доля негосударственных медорганизаций в системе ОМС достигла уже 36%, им выделяется в последние годы все меньше объемов медпомощи.
Счетная палата указала на низкую конкуренцию между медорганизациями различных форм собственности в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Об этом говорится в отчете о работе контрольного ведомства в 2021 году (имеется в распоряжении «МВ»).
По данным аудиторов, при значительной доле частных клиник в общем объеме медорганизаций, участвующих в системе ОМС (35,9%), доля выделяемых им объемов медицинской помощи составляет всего 5,1%. «Их участие представлено в подавляющем большинстве случаев оказанием отдельных медицинских услуг по обеспеченным тарифам или символическими объемами медицинской помощи, используемыми в маркетинговых целях для привлечения пациентов», – отмечается в отчете Счетной палаты.
Председатель Федерального фонда ОМС (ФОМС) Елена Чернякова в июле 2020 года заявляла, что по итогам года расходы ОМС на объемы помощи, оказываемые частными медорганизациями, достигнут 148,5 млрд руб. и составят 8% от общего объема, сообщал «МВ». Доля негосударственных клиник в системе ОМС, по ее данным, также составляла около 36%.
Счетная палата отметила, что общий размер субвенции для финансирования переданных регионам полномочий в сфере ОМС остается недостаточным. Действующая Методика распределения субвенций не в полной мере учитывает объективные различия между субъектами. В частности, не учитываются разница в стоимости некоторых товаров и услуг, занимающих значимую долю в затратах медорганизаций (например, в расходах на приобретение лекарств), различия в стоимости оказания медицинской помощи в рамках межтерриториальных расчетов.
Кроме того, в большинстве субъектов недостаточно реализуются полномочия по дополнительному финансированию территориальной программы ОМС за счет средств регионального бюджета даже при наличии неоплаченных сверхплановых объемов медицинской помощи. В 2018 – 2020 годах софинансировалтеррпрограммы только 31 субъект.